Пятница, 19.04.2024, 17:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт города Пенза

Каталог статей

Главная » Статьи » Пенза - Мой Город

Выставка Аристарха Лентулова Картинная Галерея Пенза
выставка аристарха лентулова картинная галерея пенза

Содержание

Биография

Аристарх Лентулов родился 14(26)марта 1882года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской области), в семье сельского священника. Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д.#160 Н.#160 Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет ».

Ещё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы » Шекспира. 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина. 1919) и других.

В 1928 году Лентулов входит в состав Общества московских художников и становится его председателем (общество объединило многих участников группы «Бубновый валет»).

Помимо занятий собственно живописью Лентулов много преподает. С 1919 года он#160 — профессор Вхутемаса -Вхутеина. с 1937 #160 — профессор Московского художественного института имени В.#160 И.#160 Сурикова.

Его картины поют. Аристарх Лентулов

Галерея Наши художники показывает живопись Аристарха Лентулова. Незаслуженно забытый художник-авангардист последний раз удостаивался внимания публики 27 лет назад, когда в 1987 году в ЦДХ была устроена ретроспективная выставка его работ.

А. Лентулов. Автопортрет со скрипкой

Нынешняя выставка под названием Плоть вещей включает 26 картин мастера 1910-1920-х годов, большинство из которых происходят из частных собраний.

Эта экспозиция одного из лидеров движения Бубновый валет вряд ли кого-то сможет оставить равнодушным. Его яркие, динамичные полотна, наполненные цветом, энергией и почти что звуком (Бенуа писал, что картины его поют и веселят душу ) превратят посещение выставки в настоящий праздник.

Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Пензенской губернии, в семье сельского священника. В детстве и юности обучался в духовном училище и семинарии, но по стопам отца так и не пошел, избрав своим призванием живопись. Художественное образование Лентулов получал сначала в Пензенском, а затем Киевском художественном училище. В 1907 году пытался поступить в Академию художеств в Петербурге, но не смог сдать экзамены. Однако эта неудача не сломила художника, наоборот, подстегнула его. Он находит единомышленников в лице художников братьев Бурлюков, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Георгия Якулова, также желающих создавать иное искусство, отличное от академической школы.

В 1910 году в мастерской у Ильи Машкова Лентулов знакомится с Петром Кончаловским. Эта троица возглавила объединение Бубновый валет , в выставках которого в разные годы участвовали Владимир и Давид Бурлюки, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Александр Экстер, Александр Осьмеркин. В общем, весь цвет русского авангарда. Общество просуществовало с 1910 по 1917 год. Лентулов, наряду с Машковым и Кончаловским, был в нем с основания и до самого конца.

А. Лентулов. Пейзаж с розовой башней. 1920

Московские сезаннисты - другое название бубнововалетцев , - экспериментировали с цветом и фактурой, пробовали кубизм, фовизм и экспрессионизм, в общем, испытывали терпение тогдашнего зрителя. Получали ругательные отзывы критиков и колкие фельетоны в прессе, но дела своего не бросали. Они были очень жизнестойки и жизнерадостны. Ольга Сурикова, жена Кончаловского, вспоминала, что вся троица обладала богатырским ростом и телосложением, а собираясь вместе, художники много шутили и веселились.

В 1911 году Лентулов совершил поездку в Париж, где учился в Академии ла Палетт у Анри ле Фоконье и Жана Метценже, развивавших идеи кубизма. Кубизм Лентулову сразу понравился, правда, интерпретировал он его по-своему - совместив русский дух с французскими экспериментами.

Темперамент Лентулова – вот главное определение к выставке в галерее Наши художники . Вся эта осязаемая плоть вещей, мозаика цвета, будь то пейзаж, натюрморт или портрет, настолько ощутимы, что хочется буквально потрогать холст. Однако цветовые сочетания на картинах Лентулова, динамика его работ – это не просто настроение, эксперименты, это, безусловно, веселый темперамент и удивительный талант – превратить живопись в праздник. Причем не только для себя, но и для зрителя.

А. Лентулов. Женщина с гармоникой. 1913

Впрочем, ярким и веселым он был всю жизнь. Вот как описывает свою встречу с Лентуловым художник Александр Лабас: Его мастерская находилась рядом с мастерской П. П. Кончаловского, с которым он дружил. Часто Лентулов заходил к нам в мастерскую поговорить с Кончаловским, Осмеркиным, с нами и смотрел наши работы. Нам, студентам, с ним было легко: всегда веселый, разговаривал в шутливом тоне, громко смеялся, рассказывал смешные истории (. ) Лентулов нескольких студентов мастерской Кончаловского пригласил к себе в мастерскую и показал нам огромное количество своих работ. По сей день я их помню: яркие, праздничные, на некоторых был приклеен шелк, были и кубистические решения, а были и просто очень ярко написанные, в своем стиле, с натуры увиденные пейзажи, люди, композиции, солнечные, оптимистичные, как их автор .

За внешней легкостью Лентулова скрывался серьезный, мыслящий живописец: Я поглощен был искусством и в душе питал честные намерения добиться идеала , - вспоминал художник о себе периода 1910-х годов, когда в моде у некоторых его коллег по цеху были эпатаж и скандалы. Многие из этих скандалистов уедут на Запад. Но Аристарх Лентулов останется. Да и было б странно, если бы уехал.

Адрес галереи Наши художники : Сеченовский переулок, дом 2. Выставка открыта до 30 ноября.

Аристарх Васильевич Лентулов

Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года. Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.

Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами. В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»). Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.

Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Картины художника Лентулова А.В.

Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника

Содержание

Биография Аристарха Лентулова

Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года.

Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.

Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.

Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»).

Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Творчество Лентулова

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.

В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).

Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.

При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.

Работы Аристарха Лентулова – мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.

Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.

Несмотря на несомненный талант, художник, не признававший запретных тем в творчестве, невольно оказывался неудобным для любой власти.

Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».

Работы художника

«Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого

«Москва», 1913, ГТГ

«Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена

«Нижний Новгород», 1915, ГТГ

«Автопортрет», 1915, ГТГ

«У Иверской», 1916, ГТГ

Портрет неизвестной в голубом платье, 1916

«Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ

«Пейзаж с красным домом», 1917

«Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ

«Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ

«Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ

«Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ

«Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей

«Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого

«Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ

«Автопортрет со скрипкой»

«У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ

Портрет А. Я. Таирова. 1920

«Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ

«Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ

«Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ

«Закат на Волге», 1928

«Солнце над крышами. Восход», 1928

Лентулов: от кубизма к советской реальности

Три картины Аристарха Лентулова (1882—1943), одного из крупнейших российских художников XX века, представляет Приморская картинная галерея. В январе во Владивостоке была открыта специальная  экспозиция, посвященная 125-ти летию со дня рождения художника. Искусствовед Руслан Овчинников рассказывает, почему Лентулов наряду с Браком, Пикассо и Бурлюком считается патриархом мирового авангарда.

В начале прошлого века картины Лентулова можно было увидеть на выставках рядом с работами Малевича, Шагала, Матисса, Делоне, Руссо. Интересно, что Владивосток был одним из первых городов после Москвы и Петербурга, который познакомился с кубизмом — тем направлением в живописи, который разрабатывал Лентулов. Это случилось в 20-х годах прошлого века, когда в городе перед эмиграцией жил товарищ художника «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. Позднее авангард на долгие годы был под запретом. А картины первых российских авангардистов были розданы провинциальным музеям. Так во Владивосток попали работы Кандинского, Шагала, Лебедева, Сарьяна, Клюна, Фалька, Кончаловского и других. Лентулов занимает в этой коллекции особое место.

С именем Лентулова связано одно из самых знаменитых художественных объединений в истории отечественного искусства — «Бубновый валет». Это одно из ранних течений русского авангарда, и в 1910 — 1913 годах у него почти не было соперников в России. «Бубновалетовцы» стремились освободить живопись от литературности, вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, пластику. Эволюцию русских картин под титлом «Бубнового валета» можно было бы в самых общих чертах рассматривать как путь от Гогена к Сезанну. Впоследствии их даже называли «московскими сезаннистами». Другим направлением поисков был кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения. Наиболее характерные из «бубнововалетцев»: Кончаловский, Куприн, Лентулов, Машков, Осмеркин, Рождественский, Фальк — стремились выявить первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, красочную лепку форм. Из организаторов общества «Бубновый валет» Лентулова, приехавшего в столицу из провинции (художник родился в маленьком селе неподалеку от Пензы), считали самым смелым и отчаянным экспериментатором.

«Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения, — пишет Лентулов. — В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету». Лентулов был дерзок не только в живописи. В 1906 году он попробовал поступать в Петербургскую академию художеств. Но не выдержал экзамены все из-за той же дерзости. Когда преподаватель поинтересовался у него, где он видит на носу модели зеленый цвет, Лентулов ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль».

Несмотря на годы учебы в Пензенском и Киевском художественных училищах, академическая система мало повлияла на художника. В 1907 году он сблизился с «отцом русского футуризма» Давидом Бурлюком и его братом Владимиром, которые очень ценили художника и любовно называли его «Рисочкой». Лентулов изучал классиков в Эрмитаже и одновременно участвовал в самых разных эпатажных акциях и выставках. В это время художник писал много пейзажей, в том числе и городских. Постепенно в его произведениях выделилась своеобразная цветовая доминанта — цвет «крап-роза», который часто контрастирует с зеленой краской «поль-веронез». А тема купальщиц на фоне пейзажа, которая была популярна со времен Сезанна, стала для Лентулова своеобразным гимном залитой солнцем природе, формулой гедонизма. В 1910 году Лентулов поехал в Париж и поступил в «Академию живописи Ла Палетт», где преподавали приверженцы доктрины кубизма Ле-Фоконье, Метценже, Сегонзак. Разложение предметов путем пространственных сдвигов осталось для Лентулова, как и для большинства русских художников, лишь чисто формальным элементом пластической выразительности. Лентулов как бы «прививал» кубизму полную неповторимой красочной музыкальности декоративно-цветовую систему российской иконописи и лубка.

Лентулова не назовешь прирожденным портретистом, но у него было свое видение каждого человека. Сам он как-то сказал: «Я не признаю портретов, не считаю их произведением искусства, если они выполняют функции фотографии#8230 Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал свое переживание от данного объекта, свое впечатление, если хотите, даже свое настроение». Именно настроением, воплощенным и в декоративном построении, интересны многочисленные портреты жены художника.

В собрании Приморской картинной галереи хранятся три работы художника: «Церковь» (1910?), «Портрет Марии Лентуловой. Исследование символического сходства» (1912) и «Городской пейзаж» (1938), которые отражают разные периоды его творчества. «Церковь», как и «Исследование символического сходства», были сделана до Революции, в то время, когда художник участвовал в объединении «Бубновый валет» и исповедовал кубизм. Обе картины показывают характерную манеру мастера, который пытался выявить структуру объекта, изображая натуру как композицию из ярко окрашенных геометрических форм.

Таким образом, небольшой рисунок «Церковь» обнаруживает встроенность здания в окружающее пространство.

А масштабная картина «Исследование символического сходства», помимо тех же вопросов взаимосвязей структур, исследует динамику, приближаясь к экспериментам Марселя Дюшана. Французский мастер примерно в то же время пытался разложить движение натурщицы на составные фазы и изобразить их на одном пространстве холста. Если Дюшана эти опыты привели к отказу от живописи и изобретению «реди-мейдов», вроде знаменитого «Писсуара», то Лентулов, судя по куда более реалистичному «Городском пейзажу», написанному почти 20 лет спустя, отнюдь не утратил интереса к живописи. С годами Лентулов все больше увлекался реалистическим воплощением предметов, людей, природы. А если бы ему и пришла в голову идея принести в галерею унитаз, то при советской власти за это можно было поставить крест не только на карьере.

После революции художник активно включился в исполнение государственных заказов, оформлял площади, Большой театр, работал в коллегии Наркомпроса, преподавал во Вхутемасе, а в 1930-е годы стал профессором Московского художественного института. Его считали модным художником и приглашали оформлять спектакли. Большим творческим успехом считался «пропитанный восточно-кавказской поэзией цвета», как писали тогда, спектакль-опера «Демон» Рубинштейна, который поставил знаменитый Таиров, а также спектакль «Испанский священник» по пьесе Дж. Флетчера, где воскрешался «бодрый и смелый, дерзкий и свободолюбивый дух Возрождения». Театрализация, игровое, балаганное начало — отличительная черта многих ранних картин Лентулова. Так что переход к театру в конце жизни закономерен. Друг художника, режиссер Таиров, говорил на этот счет: «Он работал, как жил, и жил, как работал#8230 Я помню Аристарха молодым, красивым — красивым он был до конца — буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу».

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 31, 2007 г.

Источники: http://momotik.ru/ramoefepusav/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2, _%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87, http://artyx.ru/news/item/f00/s12/n0001213/index.shtml, http://www.avangardism.ru/lentulov.html, http://allpainters.ru/lentulov-aristarh.html, http://airvl.ru/lentulov-ot-kubizma-k-sovetskoy-realnosti.html

Категория: Пенза - Мой Город | Добавил: penza-8412 (25.07.2015)
Просмотров: 1305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Вы любите свой город?
Всего ответов: 16

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0